Бакалавриат и магистратура. Оставить ли?
По плану отчёта министров в Государственной Думе сегодня правительственный час был для министра науки и высшего образования Валерия Фалькова. Также присутствовали эксперты и ректоры крупнейших университетов, в том числе МГУ, СПбГУ, Сеченовского университета.
В рамках мероприятия прошли обсуждения о наиболее эффективных формах предоставления высшего образования.
От будущего нашего высшего образования зависит ценность выпущенных кадров.
Универсальной формулы учебного плана для всех специальностей нет. Сегодня на различных факультетах студенты обучаются как по программам специалитета, так и бакалавриата с магистратурой. Последний вариант удобен для наукоёмких, высокотехнологичных направлений подготовки. При этом некоторые специалисты должны обязательно учиться большее количество лет в связи со сложностью осваемого направления. Принудительное установление какой-либо формы не способствует росту качества.
Любая из форм, которая будет разработана и принята на основе текущих обсуждений, должна учитывать возможность мобильности студентов и при этом устранить представление о бакалавриате, как «незавершённом» высшем образовании, которое, к сожалению, бытует среди многих работодателей.
Важно также выстраивать высшее образование на основе следующих принципов: благоприятствование достижению национальных целей, фундаментальность, гибкость, открытость, практичность и качество. Последнее, на мой взгляд, является ключевым.
Приоритетной формой обучения станут именно очные занятия, которые с периода пандемии нередко продолжают заменяться более простой удалённой формой преподавания. Для многих специальностей критически важно именно живое общение с преподавателем и практика.
Наше государство имеет все шансы для того, чтобы самостоятельно доработать систему высшего образования и вывести её в мировые лидеры.
Будем работать над этими вопросами уже в начале следующей сессии Госдумы.